Оснащение ВУЗов, колледжей, учебных центров симуляционным стоматологическим оборудованием

Основной сложностью, с которой сталкиваются студенты и выпускники медицинских высших учебных заведений стоматологического профиля является необходимость овладения не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. В работе стоматолога особенно ценится безупречность, быстрота и правильность проведения манипуляций при диагностике и лечении заболеваний ротовой полости. Профессия врача-стоматолога предполагает особенную точность зрительно-моторной координации и великолепную мелкую моторику рук. Основной особенностью работы зубного врача является умение работать в условиях ограниченного пространства в труднодоступном поле, с мелким, острым, травмоопасным, вращающимся инструментом что требует от специалиста большой ловкости, практически ювелирной точности, выдержки и спокойствия.  Проблема недостатка практики у студентов-стоматологов является одной из ведущих не только в нашей стране, но и во всем мире. Длительное время для наработки навыков использовались самодельные модели челюстей, выполненные из подручных материалов и удаленные ранее зубы. Результатом такого подхода являлся недостаток практических навыков, приводящий к сложностям в работе с настоящими пациентами. Студентам старших вузов предлагалось переходить к практике с живыми людьми практически без подготовки, поэтому процент врачебных ошибок был довольно высок. На сегодняшний день в стоматологических вузах повсеместно распространятся практика обучения студентов и ординаторов на специализированном симуляционном оборудовании.


Плюсы использования симуляционного оборудования для обучения:

·         Возможность отработки манипуляций, необходимых для диагностики и лечения заболеваний и травм ротовой полости

·         Этичность по отношению к пациентам, которые могут быть уверены в подготовке специалиста, работающего с ними

·         Психологическая подготовка студентов, которые по мере приобретения и автоматизации навыков избавляются от страхов, тревог и неуверенности в себе

·         Наработка практических умений, связанных с работой с различными инструментами и материалами

·         Знакомство студентов, интернов, ординаторов, а также практикующих специалистов с инновационными методами диагностики и лечения зубов

·         Овладение навыками санитарно-гигиенической обработки инструментов, оборудования, зубоврачебного кабинета и т. д.

·         Овладение правилами техники безопасности

·         Получение навыков оказания первичной и неотложной медицинской помощи пациентам в условиях зубоврачебного кабинета

·         Получение навыков командной работы, лечения в четыре руки, взаимодействия с ассистентом

·         Получение возможности ознакомления с плотностью и структурой материалов, максимально похожих на настоящие ткани зубов, десен, неба, щек и т. д.

·         Возможность многократного обрабатывания действий с доведением их до автоматизма

·         Получение практических навыков, связанных с правильной эргономикой окружающего пространства

·         Отработка действий в сложных, нештатных ситуациях

·         Формирование навыков критического мышления

·         Возможность отработки сложных ситуаций, исправления и разбора ошибок, профилактика их повторного появления


Роль симуляционного оборудования в стоматологии очень велика. Практическая подготовка, а также аккредитация специалистов невозможна без участия в стоматологических тренингах, семинарах и мастер-классах. Получение практических навыков и умений в стоматологии является залогом качества оказания медицинских услуг в дальнейшем.


Основной задачей использования симуляционного оборудования в стоматологии является получение врачами-стоматологами широкого спектра профессиональных компетенций, а также способности максимально четко, точно и правильно выполнять различные необходимые манипуляции.


На сегодняшний день проблема оснащения учебных центров, созданных на базе учебных заведений стоматологического профиля, является краеугольной как для столичных вузов, так и для вузов, находящихся в других крупных городах России. К сожалению, далеко не все учебные заведения оказались готовы к внедрению новых стандартов обучения и аккредитации, т. к. это требует дополнительных финансовых вложений. К счастью, ситуация начинает постепенно меняться: вузы получают средства из бюджета, различных фондов, а также получают гранты на развитие и усовершенствование оборудования. Сегодня практически любой вуз, обучающий и выпускающий специалистов-стоматологов имеет симуляционный центр, позволяющий сформировать навыки диагностики и лечения в условиях, максимально приближенны к реальным.


В современном медицинском образовании наличие в вузах фантомов, учебных моделей и симуляционного оборудования является необходимым условием успешности обучения. Качество выполнения работ с применением симуляционного оборудования является одним из важнейших критериев сформированности профессиональных навыков и компетенций, и, как следствие, одним из условий допуска к работе с настоящими пациентами. Во время разработки качественно нового подхода к медицинскому образованию в сфере стоматологии благодаря использованию симуляционного оборудования удалось отказаться от устаревшего принципа «смотри и повторяй», т. к. работа с фантомами позволяет многократно отрабатывать одну и ту же ситуацию, отмечать и ликвидировать ошибки.


После прохождения полноценного обучения на фантомах ординаторы и врачи могут переходить к работе с живыми пациентами в качестве следующих специалистов:

·         ординаторы первого года обучения, которые могут выполнять функции помощника врача

·         Врачи-ассистенты ординаторов или врачей

·         Ординаторы второго года в паре с помощником, которые могут работать под контролем преподавателя

·         Ординаторы, имеющие право работать самостоятельно, в сложных случаях консультируясь с преподавателем


Обучение на фантомах может также проводиться для студентов последних курсов, а также врачей, проходящих профессиональную подготовку.


Классификация симуляционного оборудования, используемого для обучения студентов, включает в себя несколько уровней:

1. Визуальный уровень – оборудование, необходимое для демонстрации техник диагностики и лечения. К визуальному оборудованию относят модели, плакаты, схемы

2. Тактильный уровень – оборудование, позволяющее оценить степень прочности, твердости, вязкости, упругости и других характеристик тканей, например, десны или зуба

3. Реактивный уровень – оборудование, оснащенное электронными контроллерами для оценки правильности поведения манипуляции, например, выполнения анестезии

4. Автоматизированный уровень – оборудование позволяет контролировать правильность выполнения манипуляций посредством видеосистемы наблюдения

5. Аппаратный уровень – оборудование полностью имитирует работу стоматологического кабинета, операционной или другого медицинского подразделения

6. Интерактивный уровень – оборудование может воспроизводить сложные реакции человеческого организма в ответ на терапию

7.  Интегрированный уровень – включает в себя все вышеперечисленные уровни для максимального приближения к реальной ситуации


Для отработки мануальных навыков в разных областях используются различные наборы симуляционного оборудования:

·         Для изучения стоматологии детского возраста:

·         Модель с прозрачной десной и комплектом из зубов для приобретения навыков работы с тканями пародонта

·         Модель смешанной окклюзии

·         Модель челюсти со встроенной микроэлектроникой для получения навыков проведения анестезии

·         Модель с зубами для отработки навыков в области ортодонтии

·         Модели для изучения ортопедической стоматологии

·         Модели челюсти для препарирования тканей перед установкой коронки

·         Модели неполного зубного ряда, имеющего дефекты, для препарирования тканей перед установкой вкладок, коронок, съемных протезов

·         Модели для изучения хирургической стоматологии:

·         Модели для экстракции зубов

·         Модели с имитацией гранулем, ретинированных зубов и альвеол


Учебные стоматологические фантомы

·         Фантомы с торсом, оснащенные универсальным артикулятором, масками и челюстями, фиксирующиеся к стоматологическому столу или креслу

·         Сменные маски для фантомов

·         Универсальные артикуляторы


Стоматологические симуляционные установки:

·         Стоматологические симуляционные столы

·         Симуляционные наконечники и блоки наконечников


Модели зубов и челюстей:

·         Модели челюсти, а также сменные учебные зубы и десны

·         Блоки для препарирования

·         Беззубые модели челюсти

·         Учебные модели челюсти для препарирования

·         Модели детской челюсти со сменными зубами

·         Учебные модели челюсти для анестезии

·         Модели челюсти, оснащенные эндо-зубами для эндодонтических тренингов


Полноценное оснащение учебного центра позволяет будущему врачу избежать ошибок в работе, приобрести устойчивые навыки и избавиться от страха перед работой. В своевременном обновлении оборудования должны быть заинтересованы преподаватели и руководство учебного учреждения, спонсоры, представители власти. 



Получить консультацию

Заказать консультацию