Основной сложностью, с которой сталкиваются студенты и выпускники медицинских высших учебных заведений стоматологического профиля является необходимость овладения не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками. В работе стоматолога особенно ценится безупречность, быстрота и правильность проведения манипуляций при диагностике и лечении заболеваний ротовой полости. Профессия врача-стоматолога предполагает особенную точность зрительно-моторной координации и великолепную мелкую моторику рук. Основной особенностью работы зубного врача является умение работать в условиях ограниченного пространства в труднодоступном поле, с мелким, острым, травмоопасным, вращающимся инструментом что требует от специалиста большой ловкости, практически ювелирной точности, выдержки и спокойствия. Проблема недостатка практики у студентов-стоматологов является одной из ведущих не только в нашей стране, но и во всем мире. Длительное время для наработки навыков использовались самодельные модели челюстей, выполненные из подручных материалов и удаленные ранее зубы. Результатом такого подхода являлся недостаток практических навыков, приводящий к сложностям в работе с настоящими пациентами. Студентам старших вузов предлагалось переходить к практике с живыми людьми практически без подготовки, поэтому процент врачебных ошибок был довольно высок. На сегодняшний день в стоматологических вузах повсеместно распространятся практика обучения студентов и ординаторов на специализированном симуляционном оборудовании.
Плюсы использования симуляционного оборудования для обучения:
· Возможность отработки манипуляций, необходимых для диагностики и лечения заболеваний и травм ротовой полости
· Этичность по отношению к пациентам, которые могут быть уверены в подготовке специалиста, работающего с ними
· Психологическая подготовка студентов, которые по мере приобретения и автоматизации навыков избавляются от страхов, тревог и неуверенности в себе
· Наработка практических умений, связанных с работой с различными инструментами и материалами
· Знакомство студентов, интернов, ординаторов, а также практикующих специалистов с инновационными методами диагностики и лечения зубов
· Овладение навыками санитарно-гигиенической обработки инструментов, оборудования, зубоврачебного кабинета и т. д.
· Овладение правилами техники безопасности
· Получение навыков оказания первичной и неотложной медицинской помощи пациентам в условиях зубоврачебного кабинета
· Получение навыков командной работы, лечения в четыре руки, взаимодействия с ассистентом
· Получение возможности ознакомления с плотностью и структурой материалов, максимально похожих на настоящие ткани зубов, десен, неба, щек и т. д.
· Возможность многократного обрабатывания действий с доведением их до автоматизма
· Получение практических навыков, связанных с правильной эргономикой окружающего пространства
· Отработка действий в сложных, нештатных ситуациях
· Формирование навыков критического мышления
· Возможность отработки сложных ситуаций, исправления и разбора ошибок, профилактика их повторного появления
Роль симуляционного оборудования в стоматологии очень велика. Практическая подготовка, а также аккредитация специалистов невозможна без участия в стоматологических тренингах, семинарах и мастер-классах. Получение практических навыков и умений в стоматологии является залогом качества оказания медицинских услуг в дальнейшем.
Основной задачей использования симуляционного оборудования в стоматологии является получение врачами-стоматологами широкого спектра профессиональных компетенций, а также способности максимально четко, точно и правильно выполнять различные необходимые манипуляции.
На сегодняшний день проблема оснащения учебных центров, созданных на базе учебных заведений стоматологического профиля, является краеугольной как для столичных вузов, так и для вузов, находящихся в других крупных городах России. К сожалению, далеко не все учебные заведения оказались готовы к внедрению новых стандартов обучения и аккредитации, т. к. это требует дополнительных финансовых вложений. К счастью, ситуация начинает постепенно меняться: вузы получают средства из бюджета, различных фондов, а также получают гранты на развитие и усовершенствование оборудования. Сегодня практически любой вуз, обучающий и выпускающий специалистов-стоматологов имеет симуляционный центр, позволяющий сформировать навыки диагностики и лечения в условиях, максимально приближенны к реальным.
В современном медицинском образовании наличие в вузах фантомов, учебных моделей и симуляционного оборудования является необходимым условием успешности обучения. Качество выполнения работ с применением симуляционного оборудования является одним из важнейших критериев сформированности профессиональных навыков и компетенций, и, как следствие, одним из условий допуска к работе с настоящими пациентами. Во время разработки качественно нового подхода к медицинскому образованию в сфере стоматологии благодаря использованию симуляционного оборудования удалось отказаться от устаревшего принципа «смотри и повторяй», т. к. работа с фантомами позволяет многократно отрабатывать одну и ту же ситуацию, отмечать и ликвидировать ошибки.
После прохождения полноценного обучения на фантомах ординаторы и врачи могут переходить к работе с живыми пациентами в качестве следующих специалистов:
· ординаторы первого года обучения, которые могут выполнять функции помощника врача
· Врачи-ассистенты ординаторов или врачей
· Ординаторы второго года в паре с помощником, которые могут работать под контролем преподавателя
· Ординаторы, имеющие право работать самостоятельно, в сложных случаях консультируясь с преподавателем
Обучение на фантомах может также проводиться для студентов последних курсов, а также врачей, проходящих профессиональную подготовку.
Классификация симуляционного оборудования, используемого для обучения студентов, включает в себя несколько уровней:
1. Визуальный уровень – оборудование, необходимое для демонстрации техник диагностики и лечения. К визуальному оборудованию относят модели, плакаты, схемы
2. Тактильный уровень – оборудование, позволяющее оценить степень прочности, твердости, вязкости, упругости и других характеристик тканей, например, десны или зуба
3. Реактивный уровень – оборудование, оснащенное электронными контроллерами для оценки правильности поведения манипуляции, например, выполнения анестезии
4. Автоматизированный уровень – оборудование позволяет контролировать правильность выполнения манипуляций посредством видеосистемы наблюдения
5. Аппаратный уровень – оборудование полностью имитирует работу стоматологического кабинета, операционной или другого медицинского подразделения
6. Интерактивный уровень – оборудование может воспроизводить сложные реакции человеческого организма в ответ на терапию
7. Интегрированный уровень – включает в себя все вышеперечисленные уровни для максимального приближения к реальной ситуации
Для отработки мануальных навыков в разных областях используются различные наборы симуляционного оборудования:
· Для изучения стоматологии детского возраста:
· Модель с прозрачной десной и комплектом из зубов для приобретения навыков работы с тканями пародонта
· Модель смешанной окклюзии
· Модель челюсти со встроенной микроэлектроникой для получения навыков проведения анестезии
· Модель с зубами для отработки навыков в области ортодонтии
· Модели для изучения ортопедической стоматологии
· Модели челюсти для препарирования тканей перед установкой коронки
· Модели неполного зубного ряда, имеющего дефекты, для препарирования тканей перед установкой вкладок, коронок, съемных протезов
· Модели для изучения хирургической стоматологии:
· Модели для экстракции зубов
· Модели с имитацией гранулем, ретинированных зубов и альвеол
Учебные стоматологические фантомы
· Фантомы с торсом, оснащенные универсальным артикулятором, масками и челюстями, фиксирующиеся к стоматологическому столу или креслу
· Сменные маски для фантомов
· Универсальные артикуляторы
Стоматологические симуляционные установки:
· Стоматологические симуляционные столы
· Симуляционные наконечники и блоки наконечников
Модели зубов и челюстей:
· Модели челюсти, а также сменные учебные зубы и десны
· Блоки для препарирования
· Беззубые модели челюсти
· Учебные модели челюсти для препарирования
· Модели детской челюсти со сменными зубами
· Учебные модели челюсти для анестезии
· Модели челюсти, оснащенные эндо-зубами для эндодонтических тренингов
Полноценное оснащение учебного центра позволяет будущему врачу избежать ошибок в работе, приобрести устойчивые навыки и избавиться от страха перед работой. В своевременном обновлении оборудования должны быть заинтересованы преподаватели и руководство учебного учреждения, спонсоры, представители власти.
Заказать консультацию