Симуляционное обучение с использованием различных видов учебных моделей, фантомов и другого оборудования решают проблему развития и совершенствования у студентов широкого круга практических навыков без нанесения вреда пациенту. Приоритетом высшего медицинского образования в сфере стоматологии в современном мире, определяющим необходимость овладения профессиональными компетенциями к моменту завершения базового обучения, является достижение совершенства мануальных навыков при достаточном количестве теоретических знаний. Широкое применение симуляционных технологий в странах Европы позволило поднять уровень овладения практическими навыками на новый уровень, не представляя при этом угрозы для жизни и здоровья реальных пациентов. Использование новейших симуляционных технологий помогает каждому студенту научиться выполнению своих профессиональных обязанностей в точном соответствии с профессиональными стандартами оказания плановой и экстренной стоматологической помощи.
Симуляционое обучение относится к интерактивным практико-ориентированным методам обучения, позволяющих студенту наиболее полно погрузиться в профессиональную среду и способствующих формированию важных для врача качеств личности.
Использование тренингов для повышения квалификации врачей-стоматологов возможно благодаря появлению специальных средств: фантомов, учебных моделей челюстей, тренажеров, интерактивных моделей и т. д., позволяющих смоделировать различные клинические ситуации и пути их развития. Главным плюсом такого обучения является тот факт, что фокус внимания смещается с необходимости помочь пациенту на необходимость овладения навыками. Когда студент видит перед собой реального больного, он должен в первую очередь не навредить ему, поэтому в сложных случаях ему приходится прибегать к помощи наставника, отказываться от проведения процедуры и т. д. Если во время проведения манипуляции практикант допускает ошибку, он не имеет возможности ее исправить, поскольку это может навредить здоровью больного. Из-за некомпетентности молодых специалистов и студентов-практикантов может возрасти число фатальных осложнений, негативно сказывающихся на состоянии пациентов. Кроме того, в случае работы с настоящим живым человеком невозможно соблюсти принцип несения ответственности за свои действия, т. к. это противоречит врачебной этике. При работе с фантомом будущий врач может бесконечное количество раз повторять одну и ту же манипуляцию, не боясь ошибиться, а при неправильном проведении процедуры – исправить ситуацию. Преподаватель или опытный врач в данном случае может обратить внимание практиканта на его действия, поправить, показать, объяснить, а затем предложить попробовать выполнить то же действие еще и еще раз. В процессе обучения на симуляционных моделях студент может оценить размер своей личной ответственности за уровень своей профессиональной подготовки, что помогает научиться прогнозировать свои действия и адекватно оценивать возможности. Ведущим фактором успешности симуляционного обучения является создание хотя и искусственных, но максимально приближенных к настоящим ситуаций и сценариев. При использовании фантомов студент на практике может познакомиться с последствиями своих действий. Использование симуляционного оборудования избавило медицину от главной этической проблемы, связанной с необходимостью одновременно доверить студенту выполнение манипуляций, и в то же время – облегчение страданий пациента.
Повсеместное внедрение фантомов, учебных моделей и оборудования позволило студентам на более ранних этапах знакомиться с практической стороной будущей профессии. Если раньше учащимся младших курсов не удавалось выполнить ни одной манипуляции, с которой они познакомились в ходе теоретических занятий, то сейчас они практически с первых дней обучения имеют возможность на практике отработать навыки диагностики и лечения заболеваний полости рта. Первые практические занятия в некоторых вузах начинаются уже с первого семестра, что помогает студенту получить более полные сведения о профессиональных компетенциях. Выполняя работу на симуляционном оборудовании, будущие врачи также могут избавиться от переживаний, связанных с сомнениями в своем профессионализме. Для молодых людей первая практика в условиях поликлиники или стационара ранее могла быть крайне травматичной, т. к. их преследовал страх неудачи. Отработав приемы и техники на модели, молодые специалисты чувствуют себя более уверенно.
Подводя итоги, можно выделить следующие плюсы использования симуляционных технологий при обучении будущих стоматологов:
· Возможность неоднократного повторения одной и той же манипуляции, вызывающей затруднения
· Возможность получения полной обратной связи от преподавателя или наставника
· Возможность получения опыта, связанного с ответственностью за свои действия и уровень профессиональной подготовки
· Возможность исправления ошибок, совершенных во время работы
· Возможность овладения разнообразными новыми навыками
· Возможность получения опыта работы в нестандартных ситуациях
· Возможность закрепления теоретических знаний на практическом материале
· Возможность формирования навыков командной работы, работы «в четыре руки», взаимодействия с ассистентом
· Возможность ознакомления с новыми инструментами и материалам
· Возможность получения навыков по смежной специальности
· Возможность знакомства с материалами разной плотности и структуры, повторяющих натуральные ткани зубов и десен
· Возможность выбора и формирования правильного усилия при обработке тканей
· Формирование правильной посадки, наклона головы, расположения на стуле и других навыков эргономики
· Формирование навыков раскладки и подготовки инструментов
· Получение практических навыков обработки инструментов, операционного поля, кабинета и т.д.
· Получение возможности отработки экстренной и неотложной медицинской помощи в условиях стоматологического кабинета
· Возможность получения опыта работы без вреда для жизни и здоровья пациентов
· Возможность отойти от старого принципа «у постели больного», при котором приоритетным является выздоровление пациента, а не овладение практикантом новыми навыками
· Возможность отработки редких ситуаций
· Возможность выработки алгоритма поведения врача-стоматолога по отношению к пациентам и коллегам
· Формирование уверенности в своей профессиональной подготовке и компетентности
· Развитие мелкой моторики рук, чувствительности пальцев и глазомера, пространственного мышления
· Формирование психологической устойчивости
· Повышение интереса к выбранной профессии
· Помощь в определении студентом своего дальнейшего профессионального пути
· Возможность повторения и «освежения» навыков, редко использующихся в повседневной практике
Симуляционное обучение обычно сочетает в себе два варианта: проведение манипуляций на фантомах головы и челюсти, а также симуляционные тренинги, обстановка на которых полностью имитирует настоящий кабинет врача-стоматолога со всем необходимым инструментарием.
В современных условиях обучение на симуляционном оборудовании проходит три последовательных блока:
1. Блок пропедевтики, оснащенный самыми простыми установками и моделями, позволяющими отработать начальные навыки диагностик и лечения болезней полости рта
2. Блок «стоматологического кабинета», имитирующий настоящее место работы врача со всем необходимым оборудованием
3. Блок «лаборатории», в котором студенты могут познакомиться с принципами изготовления слепков, установкой, отливкой и обточкой протезов, коронок, имплантов.
В современных условиях было проведено большое количество научных исследований с целью определения целесообразности внедрения симуляционного оборудования и открытия учебных стоматологических симуляционных центров на базе крупных клиник, университетов, колледжей и т. д. Одним из последних исследований, опубликованным в «Вестнике новых медицинских технологий» в 2024 году является исследование Дагестанского государственного медицинского университета. Авторы статьи сравнивали две группы студентов: имеющих возможность обучаться с применением симуляционных технологий и использующих традиционные методы. Для объективной оценки обеих групп использовались данные Объективного структурированного клинического экзамена (ОКСЭ). По данным авторов работы средний балл в группе студентов, обучающихся на симуляционных моделях, составлял 4.7, в то время как в контрольной группе студент набрали в среднем 4.3 балла. Во время проведения опроса большинство студентов группы, использующей симуляторы, отметили повышение уверенности в своих силах и увеличение интереса к овладению профессией. На основании объективных данных авторы исследования делают вывод о том, что симуляционное обучение с применением различных специализированных тренажеров помогает улучшить качество мануальных навыков по сравнению с традиционными формами обучения. Студенты, имеющие доступ к фантомам, моделям и тренажерам, демонстрируют более уверенные навыки во время проведения экзамена ОСКЭ. Авторы подчеркивают, что студенты, получившие опыт работы на симуляционном оборудовании, лучше подготовлены к работе с реальными пациентами, поскольку обладают высоким уровнем уверенности в своих возможностях. Подобные исследования были проведены на базе Московского государственного стоматологического университета им. Евдокимова, Курского государственного медицинского университета и других учебных заведений. Главным выводом подобных исследований является тот факт, что студенты, получившие практические навыки путем работы на симуляционном оборудовании, отличаются более высокой конкурентоспособностью по сравнению со студентами, обучающимися по традиционной схеме. На данный момент совершенно ясно, что симуляционное обучение должно в обязательном порядке предшествовать производственной практике в условиях поликлиники или стационара, т. к. уменьшает риск врачебной ошибки и повышает качество лечения.
Заказать консультацию