Современная стоматология представляет собой динамично развивающуюся отрасль медицины, требующую от врача высокого профессионализма. В стоматологии, как, пожалуй, ни в одной другой отрасли, происходит постоянное совершенствование методов лечения, инструментов и материалов, использующихся в работе. врач-стоматолог, который хочет быть успешным и востребованным в профессии, должен постоянно заниматься своим саморазвитием, овладевать новыми знаниями, навыкам и умениями.
Студенты, обучающихся в медицинских вузах на стоматологических факультетах, постоянно должен практиковаться, «набивать руку», знакомиться с основными методами лечения, удаления или протезирования зубов. Чем большее количество часов практики прошел студент, тем он более конкурентоспособен и готов к реальной работе в условиях стоматологического кабинета. Конечно, не у всех учебных заведений есть возможность обеспечить своих слушателей достаточным количеством практических занятий, да и тренироваться на настоящих пациентах, особенно на начальном этапе обучения, является противоречащим врачебной этике. При прохождении практики в больнице или поликлинике студентам обычно доверяют простые манипуляции, связанные с подготовкой инструментов и материалов, дезинфекцией кабинета, заполнением карт, однако это не дает будущему специалисту полного понимания специфики работы. В качестве тренировки, максимально приближенной к настоящим условиям, студентам-стоматологам предлагается работа на симуляционном оборудовании, максимально точно повторяющем реальные инструменты, а также настоящие челюсти.
Учитывая тот факт, что стоматология является одной из наиболее востребованных областей медицины, медицинские тренажеры и симуляторы на данный момент пользуются очень высоким спросом, который будет только увеличиваться на 13-15% в год.
В России существует несколько производителей симуляционного стоматологического оборудования, к которым относятся:
PRODENT (Россия)
Зарница
Smart Anatomy
Медтехника СПб
Гэотар-мед
ЮРТЭКС
ARMA DENTAL
MedSkills
HeineScientific
GF dental
В настоящее время оборудование, произведенное в России, обретает все большую популярность, поскольку оно не уступает по качеству импортным аналогам, но продается за меньшую цену. Процент китайского оборудования на российском рынке также высок, а вот доля европейского оборудования постепенно уменьшается, т. к. из-за санкций поставки занимают долгое время.
Симуляционные модели позволяют студентам получить навыки выполнения следующих процедур:
Протезирование зубов
Лечение кариеса
Различные виды имплантации зубов
Хирургические вмешательства в полости рта
Эндодонтическое препарирование
Ортопедия
Гигиена полости рта
Пародонтология
Ортодонтическое лечение
С помощью использования симуляционных моделей можно уменьшить риск врачебной ошибки во время лечения, визуализировать результат той или иной медицинской процедуры, спланировать и выполнить сложные и редкие манипуляции.
С помощью современных симуляционных установок можно как научить студентов основным манипуляциям и приемам, так и углубить полученные знания и навыки в рамках постдипломного образования.
Целями симуляционного обучения в стоматологии являются:
Получение и автоматизация навыков
Обучение методикам лечения, удаления, протезирования и имплантирования зубов, различным техникам оперативных вмешательств, изготовления зубных протезов и коронок
Знакомство с самыми современными технологиями лечения, протезирования и имплантирования зубов
Контроль за освоением студентами учебного материала
Основными этапами освоения практических навыков с использованием симуляционных моделей являются:
I. Освоение базовых навыков, которыми должен обладать выпускник стоматологического факультета: препарирование кариеса 1-5 классов по Блэку и пломбирование кариозных полостей, реставрация зубов, изготовление различных ортопедических конструкций, удаление зубов, различные виды зубосохраняющих операций, оказание неотложной стоматологической помощи.
II. Освоение специализированных навыков в рамках постдипломного образования: имплантация и протезирование зубов любыми видами материалов и конструкций, а также реставрация всех групп зубов с применением самых современных материалов.
На данный момент на базе крупнейших медицинских образовательных организаций открываются специализированные многопрофильные учебные центры, оборудованные самыми современными симуляционными установками и оборудованием. Обучение в таких центрах в среднем занимает девять семестров по 2-3 практических занятия по каждому разделу. По данным анкетирования, проведенного на базе Алтайского медицинского университета (АМГУ) 49.3% обучающихся дали высокую оценку роли тренингов с применением симуляционного оборудования для овладения профессиональными компетенциями.
Симуляционное стоматологическое оборудование представлено большим количеством наименований, позволяющих максимально полно охватить все возможные манипуляции и ситуации.
Основными уровнями симуляционного обучения являются:
Визуальный уровень – теоретическое изучение видов манипуляций и их особенностей с помощью различных электронных учебных пособий, видеороликов и фотографий
Тактильный уровень – отработка действий на муляже челюсти или головы пациента
Реактивный уровень – проверка полученных навыков с помощью активных реакций фантома на действия студента, например, включение лампочки ил звукового сигнала при правильном выполнении манипуляции
В современной стоматологии выделяется три вида симуляционной тренировочной работы:
1. Стандартизированный пациент
2. Манекены и роботизированные симуляторы
3. Тренажеры виртуальной реальности
Виды симуляционного оборудования:
1. Стоматологические симуляционные установки – комплексы, имитирующие рабочее место врача-стоматолога со всеми необходимыми инструментами. В состав комплекса может входить симуляционный стол, блок наконечников, а также стоматологические лампы, экраны и т. д.
2. Учебные стоматологические фантомы – макеты, имитирующие челюсть пациента или его голову, которые крепятся к симуляционным столам специальными креплениями. В комплект установки может входить съемная кожа, языки, лицевые маски, зубы и т. д.
3. Учебные модели зубов и челюстей – различные модели детских и взрослых челюстей, укомплектованные полными и неполными наборами зубов нижней и верхней челюсти, блоками для препарирования, муляжами рта, носа или щек для наложения швов
4. Интерактивные стенды – наглядно-демонстрационные модели, позволяющие преподавателю наглядно показать студентам строение зуба, признаки различных стоматологических заболеваний, а также приемы и манипуляции, использующиеся при лечении зубов
5. Интерактивные стоматологические модели – макеты, оснащенные звуковыми или световыми сигналами, использующиеся для тренировки и мгновенной проверки правильности проведения манипуляций, например, проведения анестезии
6. Электронные учебные пособия – сборники учебных материалов, оснащенные красочными и подробными иллюстрациями и фото
7. Программное обеспечение для виртуального моделирования – программы, позволяющие смоделировать ту или иную проблемную ситуацию, сделать и рассмотреть 3D модель челюсти, зуба, слепка для изготовления коронки или импланта
8. Виртуальные тренажеры для моделирования проблемных ситуаций
9. Роботизированные установки
10. Наборы для проведения аккредитации врачей-стоматологов, включающие в себя как фантомы головы пациента или его челюсти, так и набор необходимых инструментов и материалов
11. Расходные материалы для проведения манипуляций
Как правило, симуляционные установки оснащаются настоящим медицинским инструментарием и материалами для создания максимально реалистичных условий и получения необходимых навыков. Фантомы и учебные модели обычно наделяются способностью открытия и закрытия рта, изменения окклюзии, вставления и удаления зубов, замены мягкой ткани неба и щек для проведения хирургических вмешательств. К каждой симуляционной установке прилагается подробная инструкция и паспорт изделия, а также гарантийный талон. Симуляционное оборудование продается свободно, помимо учебных центров и вузов его могут закупить стоматологические клиники, музеи, а также сами студенты для домашнего использования.
Заказать консультацию